Буллинг и травля являются синонимами, обозначающими систематическое умышленное агрессивное поведение с дисбалансом сил, где жертва не может защититься. Ключевые характеристики: повторяемость (не единичный инцидент), намеренность причинения вреда и дисбаланс сил (физический, социальный, психологический, статусный). Формы проявления включают физическую (толчки, избиение), вербальную (оскорбления, угрозы), социальную/реляционную (бойкот, манипулирование отношениями) и кибербуллинг (травля онлайн). Распространен в школах, на работе (моббинг, боссинг), вузах, интернете, армии ("дедовщина"), тюрьмах. Участники: агрессор(ы), жертва, наблюдатели (чье молчание поддерживает агрессора), пособники, защитники. Малоизвестные факты: исследования показывают, что у жертв хронический стресс от травли может вызывать измеримые изменения в структуре мозга (гиппокамп и миндалевидное тело), снижая способность регулировать эмоции; длительный буллинг увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в зрелом возрасте на 30%; в 20% случаев буллеры сами являются или были жертвами в другом контексте; некоторые виды социальной травли (например, бойкот) активируют в мозге жертвы те же зоны, что и физическая боль; в корпоративной среде существует "буллинг снизу вверх" — травля подчиненными руководителя. Последствия для жертвы: хроническая тревожность, депрессия, соматические заболевания, суицидальные мысли, ПТСР, снижение когнитивных функций; для агрессора: закрепление агрессивных паттернов, криминализация поведения, трудности в отношениях; для наблюдателей: чувство вины, искажение моральных норм. Действия при столкновении: не винить себя; сообщить доверенному взрослому или руководству; документировать инциденты (даты, свидетели, скриншоты); обращаться к психологу; в случаях угроз или шантажа — в правоохранительные органы. Важно: травля не является нормой или "естественным отбором", а ее прекращение требует системного вмешательства; бездействие наблюдателей статистически увеличивает продолжительность травли на 70%; парадоксально, но часть учителей/руководителей склонна неосознанно винить жертву, оправдывая это "провокационным поведением".